Поручите
педагогу-психологу провести практикум для девятиклассников перед итоговым
собеседованием. Практикум повысит психологическую устойчивость учеников,
поможет освоить приемы релаксации.
5 мин
Педагог-психолог:
Добрый день,
ребята! Для начала предлагаю поздороваться друг с другом. Сделаем это
нетрадиционными способами: стопами ног, плечами, лбами. Вы можете сами
придумать приветствия и показать их всей группе.
Ученики здороваются друг с другом разными способами.
1
Педагог-психолог:
8 февраля
вам предстоит пройти обязательное итоговое собеседование по русскому языку. Для
начала обсудим, что вам известно о собеседовании.
Педагог-психолог раздает ученикам памятку «Что важно
знать девятикласснику про итоговое собеседование?» и рассказывает о процедуре
итогового собеседования.
2
Педагог-психолог:
Теперь, когда мы вспомнили, в чем заключается процедура итогового собеседования, давайте закрепим пройденный материал, ответив на вопросы: «Что вы знаете о форме проведения итогового собеседования?», «Какие задания надо выполнить?».
3
10 мин
Педагог-психолог:
Давайте
проведем мозговой штурм. Вполне естественно, что некоторые ученики испытывают
тревогу в связи с предстоящей аттестацией. Предлагаю вам подумать и написать
ответ на вопрос «Что мне поможет успешно пройти итоговое собеседование?».
Запишите ответ. На выполнение задания – пять минут. Далее вместе обсудим
результаты.
Примерные варианты ответов:
1. Не бояться высказывать собственное мнение.
2. Читать книги вслух.
3. Записывать собственную речь на диктофон и после вместе с учителем
прорабатывать проблемные моменты.
4. Анализировать речь телеведущих с точки зрения интонации, темпа и т. д.
1
20 мин
Педагог-психолог:
Собеседование
– это всегда испытание. Накануне может появиться страх, волнение, беспокойство
и стресс. Такие чувства мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Это
состояние можно сознательно регулировать. Сегодня мы познакомимся с
психологическими способами, которые помогут справиться с тревогой и волнением в
ситуации собеседования. Давайте обсудим следующие вопросы:
1. Знаете
ли вы, как проявляется стресс?
2. Как вы
думаете, на что влияет стресс?
3. Какие
ощущения вы испытываете в связи с предстоящим итоговым собеседованием?
Ученики отвечают на вопросы.
1
Педагог-психолог:
Ребята,
предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача – придумать
как можно больше способов преодолеть стресс. Вспомните, как вы обычно
справляетесь, когда находитесь в состоянии стресса. По окончании представитель
из каждой команды по очереди будет предлагать варианты.
Ученики делятся на две группы и выполняют задание. Задача
педагога-психолога обозначить и разграничить здоровые способы преодоления
стресса от нездоровых. При этом важно объяснить:
почему те или иные способы нежелательны к применению (например, энергетические
напитки негативно сказываются на работе нервной системы и негативно влияют на
сердце).
2
Педагог-психолог:
Спасибо за
работу в группах и продуктивное обсуждение. Чтобы в дальнейшем вы не забыли те
важные выводы, к которым мы пришли в ходе обсуждения, возьмите карточку
«Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс».
Педагог-психолог раздает ученикам карточки.
3
Педагог-психолог:
Мы
обсудили с вами приемлемые способы, которые могут помочь вам расслабиться и
настроиться на предстоящую работу. Есть еще один прием – релаксация. Это
способ, который сочетает физическое и умственное расслабление. Благодаря
регулярному применению упражнений улучшается сон, настроение и
работоспособность. Предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений.
Воспользуйтесь карточкой для школьников «Семь упражнений,
чтобы справиться с волнением». Выберите несколько упражнений и выполните вместе
с детьми.
4
Педагог-психолог:
Теперь я
хочу познакомить вас с понятием «аутогенная тренировка» и помочь освоить данную
технику. Прежде всего поясню, что аутотренинг – это
самовнушение. И позволяет самостоятельно снять нервное перенапряжение. Пример
самовнушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. Я знаю, что я справлюсь. Моих
навыков устной речи достаточно, чтобы успешно пройти собеседование. Я спокоен и
выдержан». Используйте этот прием перед тем, как идти на итоговое
собеседование. Давайте обсудим, какие чувства вызвали у вас эти упражнения?
Удалось ли вам расслабиться? Какая техника расслабления подошла именно вам?
Ученики дают обратную связь.
5
10 мин
Педагог-психолог:
Ребята,
сегодня мы с вами обсудили процедуру итогового собеседования, познакомились и
освоили приемы релаксации, аутотренинга. А еще определили приемлемые способы,
чтобы снять напряжение и преодолеть стресс. Надеюсь, что вы определили для себя
подходящий способ. Пожалуйста, заполните карточку участника практикума.
Ученики заполняют карточки.
1