Практикум «Как справиться с волнением на итоговом собеседовании»

Участники

Ученики 9-го класса.

Цель

Повысить психологическую подготовку учеников перед процедурой итогового собеседования.

Задачи

Освоить приемы релаксации, повысить самооценку и уверенность в собственных силах у участников итогового собеседования, улучшить эмоциональное состояние учеников.

Материалы

Маркерная доска, маркеры, памятка «Что важно знать девятикласснику про итоговое собеседование», карточка «Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс», карточка «Семь упражнений, чтобы справиться с волнением», карточка участника практикума.

Примерное время

45 мин.

Поручите педагогу-психологу провести практикум для девятиклассников перед итоговым собеседованием. Практикум повысит психологическую устойчивость учеников, поможет освоить приемы релаксации.

Этап 1. Разминка

5 мин

Вам понадобится:

Памятка «Что важно знать девятикласснику про итоговое собеседование»

Педагог-психолог:

Добрый день, ребята! Для начала предлагаю поздороваться друг с другом. Сделаем это нетрадиционными способами: стопами ног, плечами, лбами. Вы можете сами придумать приветствия и показать их всей группе.

Ученики здороваются друг с другом разными способами.

1

Педагог-психолог:

8 февраля вам предстоит пройти обязательное итоговое собеседование по русскому языку. Для начала обсудим, что вам известно о собеседовании.

Педагог-психолог раздает ученикам памятку «Что важно знать девятикласснику про итоговое собеседование?» и рассказывает о процедуре итогового собеседования.

2

Педагог-психолог:

Теперь, когда мы вспомнили, в чем заключается процедура итогового собеседования, давайте закрепим пройденный материал, ответив на вопросы: «Что вы знаете о форме проведения итогового собеседования?», «Какие задания надо выполнить?».

3

Этап 2. Мозговой штурм

10 мин

Педагог-психолог:

Давайте проведем мозговой штурм. Вполне естественно, что некоторые ученики испытывают тревогу в связи с предстоящей аттестацией. Предлагаю вам подумать и написать ответ на вопрос «Что мне поможет успешно пройти итоговое собеседование?». Запишите ответ. На выполнение задания – пять минут. Далее вместе обсудим результаты.

Примерные варианты ответов:
1. Не бояться высказывать собственное мнение.
2. Читать книги вслух.
3. Записывать собственную речь на диктофон и после вместе с учителем прорабатывать проблемные моменты.
4. Анализировать речь телеведущих с точки зрения интонации, темпа и т. д.

1

Этап 3. Игровой этап

20 мин

Вам понадобится:

Карточка «Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс»

Карточка «Семь упражнений, чтобы справиться с волнением»

Педагог-психолог:

Собеседование – это всегда испытание. Накануне может появиться страх, волнение, беспокойство и стресс. Такие чувства мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Это состояние можно сознательно регулировать. Сегодня мы познакомимся с психологическими способами, которые помогут справиться с тревогой и волнением в ситуации собеседования. Давайте обсудим следующие вопросы:

1. Знаете ли вы, как проявляется стресс?

2. Как вы думаете, на что влияет стресс?

3. Какие ощущения вы испытываете в связи с предстоящим итоговым собеседованием?

Ученики отвечают на вопросы.

1

Педагог-психолог:

Ребята, предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача – придумать как можно больше способов преодолеть стресс. Вспомните, как вы обычно справляетесь, когда находитесь в состоянии стресса. По окончании представитель из каждой команды по очереди будет предлагать варианты.

Ученики делятся на две группы и выполняют задание. Задача педагога-психолога обозначить и разграничить здоровые способы преодоления стресса от нездоровых. При этом важно объяснить: почему те или иные способы нежелательны к применению (например, энергетические напитки негативно сказываются на работе нервной системы и негативно влияют на сердце).

2

Педагог-психолог:

Спасибо за работу в группах и продуктивное обсуждение. Чтобы в дальнейшем вы не забыли те важные выводы, к которым мы пришли в ходе обсуждения, возьмите карточку «Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс».

Педагог-психолог раздает ученикам карточки.

3

Педагог-психолог:

Мы обсудили с вами приемлемые способы, которые могут помочь вам расслабиться и настроиться на предстоящую работу. Есть еще один прием – релаксация. Это способ, который сочетает физическое и умственное расслабление. Благодаря регулярному применению упражнений улучшается сон, настроение и работоспособность. Предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений.

Воспользуйтесь карточкой для школьников «Семь упражнений, чтобы справиться с волнением». Выберите несколько упражнений и выполните вместе с детьми.

4

Педагог-психолог:

Теперь я хочу познакомить вас с понятием «аутогенная тренировка» и помочь освоить данную технику. Прежде всего поясню, что аутотренинг – это самовнушение. И позволяет самостоятельно снять нервное перенапряжение. Пример самовнушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. Я знаю, что я справлюсь. Моих навыков устной речи достаточно, чтобы успешно пройти собеседование. Я спокоен и выдержан». Используйте этот прием перед тем, как идти на итоговое собеседование. Давайте обсудим, какие чувства вызвали у вас эти упражнения? Удалось ли вам расслабиться? Какая техника расслабления подошла именно вам?

Ученики дают обратную связь.

5

Этап 4. Завершение. Рефлексия

10 мин

Вам понадобится:

Карточка участника практикума

Педагог-психолог:

Ребята, сегодня мы с вами обсудили процедуру итогового собеседования, познакомились и освоили приемы релаксации, аутотренинга. А еще определили приемлемые способы, чтобы снять напряжение и преодолеть стресс. Надеюсь, что вы определили для себя подходящий способ. Пожалуйста, заполните карточку участника практикума.

Ученики заполняют карточки.

1

Список материалов:

Памятка «Что важно знать девятикласснику про итоговое собеседование»

Карточка «Здоровые и нездоровые способы преодолеть стресс»

Карточка «Семь упражнений, чтобы справиться с волнением»

Карточка участника практикума